Skip to content
Главная | Наследовательное право | Право на наследство в индии

Законы Ману: общая характеристика (кратко), основное содержание

Вторую систему традиционного права, которую признает и авторитет которой чтит очень широкое общество, составляет индусское право.

Государство и право Древней Индии

Индусское право — это не право Индии, так же как право мусульманское не то же самое, что право государств с мусульманским населением. Индусское право — это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм. Так же как ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных догм и к определенному пониманию мира.

Это понимание предлагает особую общественную структуру и особый образ жизни; таким образом, религиозные предписания в огромной степени играют ту же роль, которая в других типах обществ принадлежит праву. Вместе с тем сегодня в Индии значительный круг общественных отношений регламентирован общенациональными нормами, основанными на английских понятиях. Рассмотрим последовательно право индусской общины, а затем право Индии как национального государства. Цивилизация Индии отлична от христианской или исламской цивилизаций2.

Он составляет основу правовой системы Непала.

Удивительно, но факт! Налбандяну удалось получить часть завещанных сумм и доставить их по адресу.

Clefs pour la pensee hindou. Essai sur le systeme des castes. Основные правовые системы современности. Индуизм не знает этой фундаментальной западной концепции. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Имеются шастры трех видов, ибо мир покоится на трех основах и поведение людей можно определить тремя движущими силами: Шастры учат людей, как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу, — это наука дхарма1.

право на наследство в индии спросила Алистра

Другие шастры учат, как разбогатеть, и специально искусству руководить артха — наука пользы и политики 2. Шастры развивают также науку удовольствий кама. Все три шастры — дхарма, артха и кама — легитимны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их. При этом каждый должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит: Индусская философия признает за дхармой известный приоритет, но отсюда не следует, что артха и кама в обязательном порядке должны подчиняться ее требованиям.

Дхарма не есть выражение индуистской морали во всем ее объеме, и в этом смысле она отличается от фикха, безоговорочно господствующего в мусульманском обществе. Дхарма — это скорее простая модель, допускающая отклонения и требующая гибкости в духе реализма и терпимости, которые являются отличительной чертой индуизма.

Дхарма основана на веровании, что существует всемирный порядок, вытекающий из природы вещей и необходимый для сохранения мира, причем сами боги являются лишь хранителями этого порядка. Дхарма говорит о поведении людей, не различая религиозные и юридические обязанности. Например, она указывает, какому наказанию следует подвергнуть за грехи, говорит о ситуациях, когда требуются жертвоприношения, определяет, в каких случаях следует подавать милостыню и каковы правила гостеприимства.

Дхарма предписывает правителям посещать храмы и обеспечивать общественную безопасность. Эти обязанности весьма строги и варьируются в зависимости от поведения индивидов и возраста, которого они достигли. Авторитет дхармы основан не на обычае, а на почитании 1 См. History of Dharmasastra 5 vol.

Дхармы изложены в специальных трактатах, именуемых дхармашастры, которые весьма многочисленны.

право на наследство в индии пронзительным

Наиболее известные из них — в стихах: Дхармашастры, признанные таковыми, составляют единое целое независимо от даты составления каждой из них. Чтобы познать дхарму, нужно учитывать весь этот комплекс. Знание дхармы нельзя почерпнуть из какого-либо отдельного труда, как бы авторитетен он ни был: От дхармашастр неотделимы и другие сборники — нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр.

Цель нибан-дхаз — разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными простым людям, разрешить явные противоречия между различными дхармашастрами. Одни нибандхазы охватывают целый комплекс дхарм, другие рассматривают только один какой-либо институт. Их авторы иногда известны, а иногда — нет. Дхармашастры и нибандхазы многочисленны. В одной местности отдают предпочтение одним из них, в другой — другим.

Подобным образом и разные социальные слои населения подчиняются разным нибандхазам. В индусском праве существуют в этой связи две главные школы: Эти школы, вместе с их под-школами и разветвлениями, господствуют, подобно мусульманским толкам, каждая в определенных географических районах, хотя личный статус индивидов следует за ними и не зависит от того, где они проживают.

Жизнь в этом мире не урегулирована и не может быть урегулирована одной только дхармой. Если дхарма выражает извечную истину, то другие элементы служат для определения поведения людей, оценки полезного и приятного артха и кама. Разумный человек сочетает добродетель с интересом и удовольствием, и при этом не следует надеяться, что поведение людей будет полностью соответствовать дхарме, ибо период, в который мы живем, — это несчастливое время упадка1.

Поэтому сама дхарма допускает не только обычай praefer legem, но обычай contra legem. По Яджнавалкья и законам Ману, нужно воз- 1 Мир подчиняется регрессивной эволюции, включающей четыре периода. Мы живем в последнем периоде, а следовательно, в самом тяжелом и варварском из всех четырех. Обычно-правовые нормы исходят из условия места и времени и поэтому не связаны с божественным предписанием, лежащим в основе дхармы. Таким образом, позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере доминирует религиозная доктрина — индуизм; она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменялись или толковались обычаи.

Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям, собрание касты панчаят разрешает в местном масштабе все затруднения и все споры, опираясь на общественное мнение. Собрание, решающее вопросы голосованием, располагает и эффективными средствами принуждения; наиболее строгой санкцией является отлучение; это строгое наказание в обществе, где жизнь не мыслится вне принадлежности к той или иной группе.

В регламентации поведения индуса еще одним дополнительным к обычаю фактором являются сознание и справедливость, Дхармашаст-ры рекомендует индивидууму поступать, а судье решать дела по совести, по справедливости в случае, если нет определенной правовой нормы по данному вопросу.

Законодательство и судебная практика. Судебные прецеденты и законодательство ни дхарма, ни доктрина индуизма не считают источниками права. Однако искусство управления и институты публичного права восходят не к дхарме, а к артхе. Дхарма требует повиновения леги-тимным приказам правителя, но сама она по природе своей такова, что законы и приказы правителя не могут оказать на нее никакого воздействия.

Эти законы и приказы — меры, вызванные временной необходимостью, они оправданны конкретными обстоятельствами и изменяются вместе с ними. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически, ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть.

Еще меньше, чем законодательство, может претендовать на роль подлинного источника индусского права судебная практика. Как и законодательство, организация правосудия — это сфера, относящаяся к артхе. Конкретные судебные решения обусловливаются обстоятельствами, дхарма при этом — лишь общий руководящий путеводитель, и естественно, что судьи отходят от нее, если этого требуют разумные причины и при условии, что не затронут основополагающий принцип дхармы. Судебное решение, эмпирическое по природе, 1 См. В дхарме правовые нормы сформулированы и сгруппированы иначе, чем в западном или мусульманском праве.

Религиозные и правовые предписания перемешаны друг с другом. Многие нормы юридического характера обнаруживаются в дхар-машастрах, которые, судя по их названию, относятся скорее к религии, чем к праву. Книга, которая более непосредственно посвящена праву, в том смысле как его понимают на Западе, называется виавахара.

В начале ее говорится об отправлении правосудия и процессе, а затем изложены 18 видов споров, охватывающих частное и уголовное право1.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Нормы публичного права встречаются в дхармашастрах, но о науке управления говорится не в них, а в артхашастрах. Авторы современных книг об индусском праве, находящиеся под влиянием западноевропейской модели, не стремятся более изложить дхарму и посвящают основное внимание нормам, реально действующим сегодня в отношении индусов.

Из этих книг выпадает все, что с западной точки зрения относится к религии, а также все те отрасли права, которые входят в территориальное право Индии, то есть применяются ко всем жителям страны независимо от их религиозной принадлежности. Собственно индусское право, излагаемое в этих книгах, включает преимущественно следующие разделы: По названиям разделов трудно судить об оригинальности индусского права, но достаточно раскрыть любую из книг, чтобы увидеть обилие терминов, которые не переведены, поскольку не имеют аналогов в западном праве.

Индусскому праву известно, например, восемь видов брака, а наличие при этом совместной семейной собственности делает это право еще более сложным для нас. Чтобы хорошо читать и понимать книги об индусском праве, нужно познакомиться с понятиями и социальными структурами индуизма. Мусульманское господство, которое установилось в Индии в XVI веке, затормозило развитие индусского права. Суды применяли только мусульманское право.

Обычное индусское право применялось тогда только панчаятами каст, но оно не могло развиваться и укреплять свое влияние посредством дея- 1См.

Общее описание

Internatioral Encyclooedia of Comparative Law Первое относится к за-лоювому праву, второе близко понятиям фидуции и траста. Это право оставалось, таким образом, в сфере религии, приличий и нравов. В соответствии с господствовавшим в их политике принципом английские завоеватели Индии не стремились распространять на новых подданных действие английского права. Они не возражали против применения в отношении населения Индии, особенно в области частного права, более знакомых этому населению правовых норм.

Установление английского господства оказало, однако, значительное влияние на развитие индусского права. Это влияние проявилось двояко1. Прежде всего следует отметить его положительное действие, так как был официально признан, в отличие от периода мусульманского господства, авторитет индусского права. Англичане признали равное значение мусульманского и индусского права в тот день, когда английским судам было предоставлено право рассматривать и споры, не затрагивающие интересы англичан. С других точек зрения английское господство было, напротив, гибельным для индусского права.

Мы увидим, что оно повлекло за собой глубокую трансформацию этого права; следствием этого влияния было ограничение индусского права лишь регламентацией узкого круга отношений, тогда как наиболее важные сферы общественной жизни подпали под действие нового территориального права, применявшегося ко всем гражданам Индии независимо от их религиозной принадлежности.

Желанию англичан уважать нормы индусского права препятствовало незнание этого права новыми хозяевами Индии, особенно в первый период их господства. Первоначально англичане ошибочно полагали, что дхарма — действующее право Индии. Работы, посвященные ей, были написаны на языке, неизвестном англичанам; кроме того, их дезориентировала сложность этих работ. Чтобы найти выход из положения, несколько раз предпринималась кодификация2. А пока кодификация не была завершена, прибегли к хитрости.

Решили, что английские судьи будут приглашать экспертов-пандитов, которые должны подсказывать им решение спора, основываясь на дхармашастрах и нибандхазах. Таким образом, до года роль английского судьи состояла лишь в том, 1 См. Эти дигесты, законченные в году пан-дитом Яганнатха, были переведены на английский язык Колбруком.


Читайте также:

  • Акт на кражу имущество
  • Как избежать наказание 115 статья если уголовное дело не возбужденно
  • Оплата в рассрочку по договору купли-продажи недвижимости
  • Сокращение в штатах мвд рф
  • Купить дом по свидетельству о праве на наследство
  • Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью рб
  • Долги у судебных приставов саратовская область
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.