Skip to content
Главная | Семейное право | В целях профилактики мошенничества

Глава 16 Предупреждение мошенничества

Профилактика мошенничества персонала Орлова О. Несостоявшееся мошенничество - это сохранность средств автономного учреждения, мир и спокойствие в коллективе. К сожалению, профилактикой часто пренебрегают, ведь она не приносит немедленного результата Настоящая статья адресована тем руководителям АУ, которые верят в эффективность предупредительных мер и готовы потратить на них свое время и силы. Безусловно, профилактика мошенничества как мера противодействия не может гарантировать стопроцентной результативности.

Но она ощутимо снижает вероятность совершения злодеяния, способствует более раннему его обнаружению, упрощает процедуры по раскрытию мошеннической схемы и в целом минимизирует как материальные, так и моральные издержки. Прежде чем рекомендовать превентивные мероприятия, перечислим расходы, которые понесет автономное учреждение вследствие совершенного в нем мошенничества: Данный перечень свидетельствует о том, что предупреждение мошенничества позволяет АУ сэкономить весьма приличные средства.

В связи с этим борьба с мошенничеством становится эффективной, когда не ограничивается ответными действиями на выявленное нарушение, а предполагает комплекс превентивных мер. По мнению авторов книги "Мошенничество. Система внутреннего контроля против мошенничества Задачу устранения возможностей для совершения мошенничества в автономном учреждении решает система внутреннего контроля далее - ВК.

Тем не менее наличие службы внутреннего контроля далее - СВК является дисциплинирующим фактором, поскольку потенциальный мошенник не может не задаваться вопросом, раскроют ли его. Однако с течением времени к СВК привыкают, формальное ее присутствие перестает быть профилактическим средством и куда важнее становится эффективность СВК.

Орловой "Причины мошенничества персонала", N 10, Напомним разработанную социологами классификацию людей на группы, адаптированную к нашей проблематике: ВК в большей степени ориентирован на самую крупную часть персонала, которую необходимо изолировать от соблазнов. Если, по мнению сотрудников, ВК эффективен, то они не решатся на злоупотребления.

Возвращаясь к методам и процедурам ВК, теперь мы приступаем к изучению их роли в профилактике мошенничества. Метод анализа очень прост - "от противного". Если нарушение элементов ВК ранее оценивалось как косвенное свидетельство наличия мошенничества, то, соответственно, неукоснительное выполнение всех установленных процедур будет профилактикой.

Орловой "Как выявить признаки мошенничества персонала" N 9, и "Причины мошенничества персонала" N 10, Вкратце охарактеризуем превентивную роль контрольных мероприятий. Предупредительный характер ревизий и проверок заключается в том, что сотрудники СВК в числе прочих мер обязаны следить за соблюдением исполнения локальных актов. Если последние отражают позицию руководства АУ по поводу внутриорганизационных злоупотреблений, то при проверке будет дана оценка соблюдению установленных регламентов.

Примерные вопросы, на которые отвечает СВК, проводя обследование, таковы.

Признаки мошенничества

Часть доходов от внебюджетной деятельности АУ инвестировало в корпоративные облигации. Премия ответственного сотрудника зависела от доходности инвестиционного портфеля. Когда облигации начали падать в цене, сотрудник скрыл этот факт в надежде, что вскоре они "подрастут". АУ срочно понадобились деньги, облигации пришлось продать по низкой цене - и нарушение выявилось.

В результате служебного расследования было установлено, что ранее сотрудник СВК в акте отмечал нереалистичность показателей премирования, мотивируя это тем, что инвестиционные операции не характерны для АУ. Как показали дальнейшие события, опасения сотрудника СВК оказались обоснованными, а проволочка в реагировании на акт проверки привела к убыткам АУ. Устанавливать сотруднику, не имеющему надлежащих навыков, показатели эффективности инвестиционного портфеля оказалось ошибочным решением. Фактически человек стал заложником удачи, а она ему изменила.

Кроме того, в данном случае реагирование на акт проверки СВК отложили на потом, что сыграло роковую роль. Предотвращение сговора между сотрудниками АУ и поставщиками клиентами достигается путем информирования партнеров о политике автономного учреждения в отношении злоупотреблений. Начиная деловые отношения, нелишне направить партнеру письмо с изложением позиции АУ по следующим вопросам: В результате смены сотрудника АУ поставщик был уличен в том, что практиковал "откаты".

Когда АУ прекратило с поставщиком отношения, последний пытался их восстановить, ссылаясь на то, что его действия укладывались в повсеместную практику. Часть правды была на стороне контрагента - никаких уведомлений о недопустимости подкупа персонала он со стороны АУ не получал.

Если бы не было пренебрежения профилактической мерой направлением контрагенту письма с предупреждением о недопустимости подкупа , возможно, поставщик не стал бы предлагать вознаграждение сотруднику АУ. Число заказов росло, молодая сотрудница АУ уже не справлялась с их количеством.

Предупрежден – значит, вооружен

Вновь принятая помощница, чтобы завоевать авторитет в новом коллективе, рассказала начальнице об известных ей способах "откатов" и о том, как можно увеличить личный доход. Поскольку первая сотрудница поведала обо всем коллегам, слухи быстро дошли до руководства, которое сразу же поспешило избавиться от столь инициативной новой помощницы. Данная ситуация случилась по недосмотру начальника отдела кадров: На этапе приема на работу можно получить большой массив информации, главное - не полениться ее собрать.

Кроме того, приведенный случай демонстрирует важность двойного контроля. То, что одни и те же функции выполняли два человека, резко снизило вероятность мошенничества. Если бы новая сотрудница пришла не на помощь, а на смену прежней или ее речи легли бы на благоприятную почву, неприятностей было бы не избежать. Горячие линии для получения анонимных сигналов в первую очередь нацелены на раскрытие мошенничества, но также служат неплохим профилактическим средством, поскольку потенциальный нарушитель знает, что находится "под прицелом".

Корпоративная культура против мошенничества Создать в автономном учреждении атмосферу честности, открытости и взаимопомощи - задача корпоративной культуры. Честность сотрудника во многом зависит от честности руководителя, а также от честности коллег. Создание в коллективе микроклимата, препятствующего мошенничеству, - главная задача руководителя АУ в деле борьбы с такими нарушениями. Атмосфера открытости и честности складывается за счет создания следующих условий работы трудового коллектива.

Противодействие нечестным схемам во всех аспектах деятельности.

в целях профилактики мошенничества было

В учреждении бремя переговоров с должностными лицами других организаций брал на себя сотрудник отдела кадров. Дела он решал результативно. Когда приходилось давать взятку, все переговоры вел он сам, а руководству лишь озвучивал сумму. После того, как он ушел на пенсию, стало известно, что имело место завышение передаваемых сумм. Часть вознаграждения не доходила до заинтересованных лиц, а "оседала" в кармане этого сотрудника. Если под прикрытием производственной необходимости допускаются нарушения в работе, это создает благоприятную среду для дополнительных злоупотреблений со стороны сотрудников, втянутых в противоправные схемы.

Подавайте пример этичного поведения. Наличие всеми принимаемого и соблюдаемого "кодекса чести" противодействует формированию схемы самооправдания мошенника. В оценке моральных аспектов своих деяний человек не должен остаться один, поскольку велик шанс, что он для себя сформирует собственный "кодекс чести". Ознакомление под подпись с "кодексом чести" АУ можно рассматривать как важную меру против тех, кто склонен считать свои нарушения мелкими или морально оправданными если не хотите называть данный документ так громко, можно подобрать другое название - например, памятка для принимаемых на работу сотрудников.

Уличенная в присвоении скидок, предназначенных клиентам, сотрудница сформировала свой "кодекс чести". Он заключался в том, что никто не страдал от ее действий, поскольку потребителей цена вполне устраивала. Если бы в учреждении существовал "кодекс чести", где было бы четко обозначено, что присвоение денег клиентов есть воровство, сотруднице стало бы сложнее выстроить схему самооправдания. Недопущение снижения мотивации персонала, что, в частности, означает исключение следующих обстоятельств: Сотрудница была уличена в том, что присваивала себе скидки к цене услуги, на которые имели право потребители.

Свое поведение она объяснила тяжелыми семейными обстоятельствами, отсутствием перспективы роста зарплаты и невозможностью получить социальные выплаты через профсоюз. Как показало служебное расследование, мошенничество началось вскоре после того, как сотруднице не предоставили бесплатный летний отдых для ее детей.

Из-за того, что не были глубоко изучены потребности сотрудницы, ей было отказано в социальных благах, что породило в ней неверие в получении какой-либо поддержки со стороны работодателя. Сниженная мотивация оказалась последней каплей, которая склонила чашу весов к неблаговидному поступку.

Если бы работодатель дал справедливое обоснование своего решения, основанное на утвержденной и открытой для трудового коллектива социальной политике, сотрудница не почувствовала бы себя обманутой и, возможно, никаких нежелательных последствий не наступило бы. Сформировать в коллективе убежденность в том, что нечестность наказуема, на практике достаточно сложно. Во-первых, при доведении дела до суда шансы АУ выиграть процесс невелики. Во-вторых, для возбуждения уголовного дела может оказаться недостаточно доказательств.

В-третьих, далеко не каждый работодатель желает огласки, предпочитая не выносить сор из избы.

Удивительно, но факт! При этом обман обнаруживается, как правило, не сразу, а через период времени, позволяющий не только полностью завладеть имуществом, но и скрыть какие-то важные обстоятельства.

Все это приводит к ситуации, при которой наказание сводится к возмещению убытков и увольнению нарушителя. Но, согласитесь, попасть на страницы газет не хочет и злоумышленник. Поэтому тем, кто не обладает достаточными силами и денежными средствами, чтобы проводить жесткую политику преследования мошенников, рекомендация будет следующей: Ведь при современном уровне мобильности персонала увольнение - это не наказание.

Сотрудник был уволен за воровство. Однако собрать доказательную базу для возбуждения уголовного дела работодателю не удалось. Спустя два года из прессы работникам учреждения стало известно, что их бывший сослуживец вновь попался, но на этот раз его новый работодатель опубликовал изобличающую его статью. Данный факт был воспринят в коллективе как заслуженная кара и косвенно способствовал снижению активности потенциальных мошенников. Огласка имеет сильное давление на потенциального мошенника.

Используйте ее как профилактическую меру, когда другие действия невозможны. Организационное обеспечение профилактики мошенничества В каких документах может быть закреплена политика борьбы с мошенничеством? Во-первых, в локальных актах по ВК; во-вторых, в должностных инструкциях сотрудников отдела кадров, юридического отдела, СВК, службы безопасности, бухгалтерии; в-третьих, в "кодексе чести"; в-четвертых, в открытых письмах для контрагентов об этике в работе.

В состав локальных актов желательно включить документ с планом действий на случай обнаружения злоупотреблений с указанием действий должностных лиц. Замалчивание проблемы в локальных актах и на рабочих совещаниях не исключает мошенничество, но делает должностных лиц малоподготовленными к решению проблемы, повышая шансы злоумышленника избежать наказания и понижая уровень иммунитета коллектива к нарушениям. Также недопустима ситуация, при которой формально с мошенничеством должны бороться многие, а фактически никто не предпринимает никаких действий в надежде, что беда никогда не случится.

Не ограничивая систему внутреннего контроля одной лишь СВК, к предупреждению и расследованию мошенничества следует привлекать и другие службы, сотрудники которых компетентны в данных вопросах. Их полномочия могут быть такими: Заключение Честному сотруднику рекомендуемые меры могу показаться излишними, унижающими человеческое достоинство.

В профилактике мошенничества нужно признавать тот факт, что честность не данность, о ней приходится напоминать и сотрудникам, и контрагентам. Не исключено, что в коллективе не все средства предупреждения будут приветствоваться. В этом случае при пропаганде следует делать акценты на том, что руководство АУ не только заботится о сохранности вверенного ему имущества то, что имущество принадлежит государству, - лишний козырь , способствует повышению уровня заработка честного персонала воровство косвенно ложится на плечи всех , но и не позволяет человеку оступиться.


Читайте также:

  • Наказания за взятку должностному лицу
  • Что делать если не оплатили больничный
  • Предмет семейного права и гражданского
  • Трудовой кодекс о родственных связях
  • Приобрести загородную недвижимость по ипотеке
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.