Skip to content
Главная | Семейное право | Чем отличается взятка от коррупции

Коммерческий подкуп и взятка. Отличительные особенности

В отличие от ранее действовавшего законодательства Уголовный кодекс г. По существу в ст. Получение взятки — типичное коррупционное преступление, подрывающее демократические устои и правопорядок, причиняющее существенный ущерб правильному функционированию органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а равно авторитет этих органов. Несмотря на распространенность этого преступления, удельный вес его в общей структуре преступности составил в и гг.

Наибольшее число из них в г. Взятка — это материальные ценности, а равно различного рода выгоды или услуги материального характера, незаконно получаемые должностным лицом за использование своих должностных полномочий в интересах дающего. Непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, составляющие содержание нормальной, в соответствии с законом, деятельности конкретного звена государственного аппарата или аппарата местного самоуправления.

Предметом взятки, согласно ст. Относительно выгод имущественного характера в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля г. Выгодами имущественного характера являются также: Получение должностным лицом различных услуг нематериального характера не может в Cоответствии со ст. В доктрине уголовного права и на практике он решается неоднозначно.

2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

Следует предположить, если такие документы вручаются должностному лицу в целях получения при использовании их материальной выгоды, например, получения надбавки к заработной плате, то они могут быть признаны предметом взятки. В тех случаях, когда такие документы передаются должностному лицу с целью, например, повышения престижа, а не для получения материальных выгод, они предметом взятки не являются. В литературе высказывалось мнение, согласно которому предоставление должностному лицу сексуальных услуг при условии их оплаты должно квалифицироваться по ст.

Рассуждения автора имеют определенные основания. Однако долгие годы оказание сексуальных услуг не рассматривалось на практике как получение взятки. В доктрине уголовного права неоднократно поднимался вопрос о минимальном размере денежного вознаграждения, которое можно рассматривать как получение взятки. Так, в одном из учебников по уголовному праву предлагается, взяв за основу положения ст.

Однако далее в этой работе вопрос о минимальном размере взятки не обсуждается. Вопрос о необходимости установления максимального размера вознаграждения, менее которого полученное не рассматривается как взятка, обсуждался отдельными учеными. Однако в большинстве работ например, в учебниках и комментариях к Уголовному кодексу , этот вопрос не поднимался.

Представляется, что такое положение обусловлено: В литературе высказывалось также мнение, согласно которому квалификация вознаграждения как получения взятки зависит не столько от размера полученного, сколько от наличия хотя бы одного из следующих признаков: Безусловно, при наличии перечисленных признаков получение должностным лицом вознаграждения подпадает под признаки ст.

С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки либо за действие бездействие , входящее в служебные полномочия этого лица, либо за способствование таким действиям бездействию , либо за общее покровительство или попустительство по службе.

Получение взятки лично или через посредника означает, что взятка вручается непосредственно взяткодателем должностному лицу или передается от имени взяткодателя каким-либо лицом, например, родственником, знакомым. В последнем случае передача взятки должна иметь место либо с ведома должностного лица, либо осознаваться им, за что ему вручается взятка. В качестве посредника всегда выступает физическое лицо, даже в случаях дачи взятки в завуалированном виде, например, под видом ссуды, фиктивно оформленной страховки, фиктивного трудового соглашения, предоставления беспроцентного кредита банком и т.

Характеризуя объективную сторону получения взятки, законодатель в первую очередь называет совершение должностным лицом таких действий бездействия , которые входят в его служебные полномочия. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля г. Следовательно, должностное лицо не нарушает своих служебных обязанностей и не выходит за пределы предоставленных ему полномочий, его действия законны.

В этом случае ч. Вместе с тем получение должностным лицом незаконного вознаграждения даже при совершении им законных действий существенно подрывает авторитет органов государственной власти, управления, местного самоуправления в глазах населения, создает впечатление, что должностные лица принимают законные решения только при уплате им вознаграждения.

Удивительно, но факт! Использование таким лицом личных или родственных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения. В случаях, когда должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение передающего их, утверждая, что ценности передаются за работу в виде штрафа и т.

Другим видом использования служебного положения является такое способствование действиям бездействию в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которое должностное лицо может оказать в силу своего должностного положения. Такими лицами могут быть, например, референты, инспекторы, начальники канцелярий и секретариатов и др.

Эти лица в силу служебных функций могут оказать содействие в принятии определенного, выгодного взяткодателю решения. Использование таким лицом личных или родственных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения.

Третьим видом использования служебного положения в ч. При общем покровительстве конкретные действия должностного лица, принимающего вознаграждение, как правило, специально не оговариваются, однако подразумевается благосклонное отношение должностного лица к тому, в чьих интересах было вручено вознаграждение.

Для обеспечения общего покровительства вознаграждение, как правило, вручается не один раз, а на протяжении какого-то периода времени, Это могут быть систематические подношения начальствующему лицу, должностному лицу вышестоящего органа за благоприятное отношение в целом в решении различных вопросов в пользу взяткодателя.

Получение взяток за общее покровительство предполагают, например, незаслуженное поощрение, необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых необходимостью. Особую опасность представляет общее покровительство со стороны должностных лиц государственных, в частности, правоохранительных органов в отношении криминалитета и представителей организованной преступности, которые проявляют большой интерес к коррумпированию правоохранительных органов.

Ежегодно растет число уголовных дел по обвинению, работников милиции в сотрудничестве с преступными группировками. В этом изобличаются даже перспективные начальники управлений по борьбе с организованной преступностью1. В доктрине уголовного права неоднократно поднимался вопрос об обусловленности взятки.

Заявка на бесплатную консультацию

Большинство ученых обусловленность взятки не относят к ее обязательным признакам. Стало быть, обусловленность действий взяткой должна составлять необходимое условие ответственности за данное преступление. Ведь суть его в подкупе должностного лица. Существует и противоположная позиция: При таком решении вопроса, учитывая к тому же отсутствие минимального размера подношения, вручение должностному лицу не обусловленного заранее вознаграждения за совершение им законных действий например, бутылка шампанского должно влечь уголовную ответственность как, должностного лица, так и лица, вручившего этот презент.

Поэтому представляется обоснованным следующее мнение: Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, должны привлекаться к ответственности за покушение на дачу взятки. Если же обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли должностного лица, которому она предназначалась, такое должностное лицо виновно в покушении на получение взятки.

Состав получения взятки сконструирован по типу формальных, поэтому совершение или несовершение должностным лицом обусловленных взяткой действий бездействия находится за пределами рассматриваемого состава преступления и на квалификацию по ст. С субъективной стороны получение взятки предполагает наличие прямого умысла. Должностное лицо сознает, что получает незаконное вознаграждение либо за совершение в пользу взяткодателя действий бездействия , входящих в его служебные полномочия, либо за способствовавшие таким действиям в силу своего должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает, эти деньги получить.

Совершается это преступление по корыстным мотивам.

Удивительно, но факт! В доктрине уголовного права неоднократно поднимался вопрос о минимальном размере денежного вознаграждения, которое можно рассматривать как получение взятки.

В случаях, когда должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение передающего их, утверждая, что ценности передаются за работу в виде штрафа и т. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. В правоприменительной практике допускались ошибки при определении субъекта должностных преступлений.

Признаком, квалифицирующим рассматриваемое деяние, является получение должностным лицом взятки за незаконные действия. Под незаконными действиями, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля г. Таким образом, под признаки ч. В этих случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности. Другим квалифицирующим получение взятки признаком является совершение деяния, предусмотренного ч. Лица, занимающие такие особо ответственные должности, обладают более широкими полномочиями по сравнению с другими должностными лицами и, следовательно, использование ими своих полномочий в интересах взяткодателя характеризуется повышенной степенью общественной опасности.

Получение взятки по предварительному сговору группой лиц предполагает наличие следующих признаков: При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из них. Организованная группа, по сравнению с предыдущей группой, характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя, В организованную группу, как отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда от 10 февраля г.

При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. В этих случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. Общее понятие неоднократности дается в ст. Неоднократность как квалифицирующий получение взятки признак предполагает совершение этого преступления не менее двух раз при условии, что не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее преступление либо если судимость за совершенное ранее такое же преступление не была погашена или снята.

Неоднократным признается и получение взятки должностным лицом от нескольких лиц при условии, что это лицо выполняет в отношении каждого взяткодателя отдельные действия. Получение взятки в несколько приемов за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого результата, признака неоднократности не образует. В этих случаях важно разграничивать неоднократное получение взятки и продолжаемое единое преступление, когда получение взяток объединено единством умысла, т.

Например, систематическое получение материальных ценностей за общее покровительство или попустительство. В таких случаях признак неоднократности отсутствует и содеянное должно квалифицироваться при отсутствии, других признаков например, крупного размера по ч. Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, могущих причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Вымогательство взятки предполагает либо открытое требование должностного лица, подкрепленное угрозой нарушить законные права и интересы, о передаче ему незаконного вознаграждения либо поставление лица в такое положение, при котором он вынужден дать взятку, чтобы обеспечить соблюдение своих правоохраняемых интересов. Примером такого вымогательства могут служить действия должностного лица, незаконно отказывающего предпринимателю в выдаче лицензии на право занятия определенной деятельностью.

Предложение должностного лица дать ему взятку не может рассматриваться как вымогательство. Крупный размер взятки определен в законе. Это сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих минимальных размеров оплаты труда примечание к ст. В тех случаях, когда взятка в крупных размерах получена частями, но все действия являются эпизодами одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

По смыслу закона, если умысел виновного был направлен на получение взятки в крупном размере и заранее обусловливалось ее получение частями, то при получении хотя бы части взятки содеянное должно квалифицироваться как оконченное преступление1. Получение взятки является специальным видом злоупотребления должностными полномочиями, что, как уже отмечалось, не является препятствием квалификации по совокупности ст. Трудности могут возникнуть при разграничении получения взятки и преступления, предусмотренного ч.

Разграничение указанных выше преступлений довольно четко прослеживается по признакам объекта, субъективной стороны и субъекта. Объектом преступления, предусмотренного ч.

Удивительно, но факт! В отличие от ранее действовавшего законодательства Уголовный кодекс г. То есть, это нарушение нормальных законов рыночной экономики, в основе которой лежит здоровая конкуренция.

С субъективной стороны это преступление, помимо прямого умысла, предполагает наличие такой специальной цели, как оказание влияния на результаты соревнований или конкурсов. И, наконец, субъектом, согласно ст. Уголовный кодекс г. Поэтому действия посредника должны рассматриваться с точки зрения института соучастия ст.

Чаще всего они квалифицируются как пособничество в получении или даче взятки. В случаях провокации взятки, т. Совершение такой провокации должностным лицом влечет квалификацию по совокупности ст.

чем отличается взятка от коррупции Хедрон, оказывается


Читайте также:

  • Семейный кодекс нормы права
  • Гос поддержка молодым семьям ипотека
  • Можно ли менять одобренную ипотеку
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.