Skip to content
Главная | Жилищные вопросы | Подведомственность и подсудность кратко

Тема: Подведомственность и подсудность гражданских дел.

Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции государственных органов, правомочных разрешать юридические споры. Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению. Правом на разрешение юридических дел обладают различные органы. Прежде всего законом закрепляется преимущественная судебная подведомственность юридических дел. Это объясняется особым статусом судебной власти как одной из ветвей государственной власти, высоким уровнем квалификации судей, гарантиями справедливого и объективного разрешения споров.

Статья Конституции РФ закрепляет осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные уставные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся: К судам субъектов РФ относятся: Основные органы судебной защиты гражданских прав закреплены в ч.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Третейский суд обладает определенными особенностями в судебной системе. Он может создаваться для разрешения одного конкретного дела ad hoc либо существовать на постоянной основе.

В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Защита прав граждан в административном порядке, то есть органами исполнительной ветви государственной власти, возможна только в случаях предусмотренных законодательством.

Так Прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации ч. Целями деятельности прокуратуры являются: Среди государственных органов, полномочных разрешать юридические дела особое место занимает уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах федерации.

В соответствии с ч.

Удивительно, но факт! Для физического лица место жительства на практике определяется местом регистрации пропиской. В случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления, профсоюзы, государственные предприятия, частные коммерческие структуры, учреждения, организации, кооперативные организации, их объединения, другие общественные организации или отдельные граждане могут обращаться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Решения всех административных и иных несудебных органов могут быть обжалованы в суд. Граждане также вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека Европейский суд по правам человека, Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств. Среди видов судебной подведомственности выделяют исключительную, альтернативную, условную и смешанную. Исключительная судебная подведомственность означает, что данное кок рентное юридическое дело может быть разрешено только судом и ни каким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким либо органом.

Подавляющее большинство гражданских, семейных, жилищных, экологических и других дел характеризуются исключительной подведомственностью. Альтернативная подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения в этот орган не закреплена. То есть альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав [35].

Отнесение дела к рассмотрению конкретного органа обычно предусматривается в договоре или ином документе. Стороны могут передать дело на рассмотрение третейскому суду. Соглашение о размере алиментов или о разделе имущества подлежит заверению нотариуса и имеет силу исполнительного лица. Но стороны также могут обратиться в суд, что бы определить размеры материальных притязаний в судебном порядке.

Под условной подведомственностью, ее иногда еще называют императивной, понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо другие органы в определенной законом последовательности. Так трудовые споры подлежат предварительному рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам. Для многих административных дел закреплено обязательное досудебное обращение в вышестоящий, по отношению к принявшему решение, орган, или к должностному лицу.

По многим категориям дел установлен обязательный предварительный претензионный порядок урегулирования споров.

Подведомственность и подсудность кратко ними простирался

Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности. Так, в соответствии с абз. Данный выбор свойственен также и альтернативной подведомственности, однако в отличие от альтернативной подведомственности, если гражданин все же обратился в административный орган, то для возникновения права на обращение в суд необходимы или отказ вышестоящего в порядке подчиненности органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или отсутствие ответа в течение месяца со дня подачи жалобы.

Таким образом, можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

Популярные темы

Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения, то есть содержание спора. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения.

вся Подведомственность и подсудность кратко поверхность

Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.

Характер оспариваемого акта нормативный или ненормативный определяет необходимость обращения в Конституционные суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции. Уровень органа, принявшего акт определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен. Круг дел, относимых к судебной подведомственности Общий круг дел относимых к судебной подведомственности закреплен ч. К категориям дел, рассматриваемым судами общей юрисдикции, относятся: Исковые дела составляют большинство дел, рассматриваемых в судах.

Исковое производство это производство, направленное на разрешение споров между отдельными лицами по поводу субъективных прав и обязанностей. Однако круг исковых дел ограничивается определенными требованиями: В порядке приказного производства разрешаются дела, основанные на бесспорных доказательствах. Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: Дела, рассматриваемые в порядке особого производства, объединяет один общий признак — отсутствие спора о праве.

Статья ГПК РФ закрепляет 11 категорий дел особого производства, отнесенных к судебной подведомственности: Следующая категория дел регламентирует возможность оспаривания гражданами решений третейских судов, а также обращения за принудительным исполнением. Решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда.

Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом. Поскольку на территории Российской Федерации проживают и работают также и иностранные граждане, действует множество совместных фирм, многие отечественные организации имеют экономические связи с зарубежными фирмами, государство должно обеспечить защиту их прав и свобод.

В этих целях ст. Кроме, того решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Наибольшую сложность при определении подведомственности гражданских дел может вызвать разграничение компетенции суда общей юрисдикции и арбитражного суда. В целях обеспечения правильного и обоснованного определения подведомственности дела Пленумом Верховного Суда РФ совместно с Пленумом Высшего арбитражного суда РФ было принято Постановление от 18 августа г.

Если заявление гражданина, с которым он обращается в суд, содержит в себе несколько требований, часть из которых подведомственна судам общей юрисдикции, а часть — арбитражному суду, и разделение исковых требований невозможно, то рассмотрение и разрешение дела происходит в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. Понятие и виды подсудности При предъявлении искового заявления в суд необходимо учитывать не только подведомственность дела суду, но также и соблюдать правила о подсудности. В отличие от подведомственности подсудность определяет возможность рассмотрения спора в конкретном суде.

Подсудность — это институт совокупность правовых норм , регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции [36]. Гражданские дела неподведомственны конституционным судам. Среди судов общей юрисдикции выделяются мировые судьи; районные суды; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов суды субъекта Федерации ; Верховный суд Российской Федерации.

В совокупности данные суды составляют четыре звена судебной системы. Распределение компетенции между этими судами определяется территориальной и родовой подсудностью. Родовая подсудность закрепляет компетенцию каждого звена судебной системы в плане рассмотрения и разрешения гражданского дела по первой инстанции. Мировые судьи являются самым молодым звеном в судебной системе.

Закон о мировых судьях определяет порядок образования судебных участков, статус мировых судей. Традиционно к подсудности районного суда относится наибольшее количество гражданских дел.

Удивительно, но факт! Иные категории дел особого производства Не рассмтариваются Все иные категории дел особого производства. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не установлено иное.

Поэтому конкретная подсудность районного суда определяется методом исключения. Федеральным конституционным законом от 23 июня г. Все остальные дела рассматриваются в районном суде. Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных и или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий бездействия органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Подведомственность и подсудность - понятия и содержание

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают и разрешают в качестве суда первой инстанции гражданские дела, характеризующиеся повышенной значимостью. Законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

В ведении Верховного СудаРФ находятся дела, обладающие общегосударственным значением. Территориальная подсудность определяет конкретный суд одного и того же звена судебной системы, в который обжалуется нарушение прав и свобод. По общему правилу, заявление подается по месту жительства ответчика. Указание места жительства ответчика — физического лица или местонахождение ответчика — юридического лица является обязанностью истца.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Если судья установит ошибку в определении места жительства или места нахождения для юридических лиц ответчика он должен оставить заявление без движения до уточнения этих данных. Однако из любого правила всегда имеются исключения. В некоторых случаях возможно применение иных правил определения подсудности.


Читайте также:

  • Закон о рекламе 2017 ипотека
  • Консультации по жилищным вопросам тюмень
  • Особенности причинения вреда при причинении вреда здоровью
  • Регистрация квартиры по наследству документы
  • Выкуп доли квартиры в ипотеку
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.